Школа без классов и уроков
 

 

Недостатки и противоречия классно-урочной системы хорошо известны и изучены.

Было предпринято много попыток нивелировать недостатки, доработать, дополнить классно-урочную систему.

Дети не горят желанием учиться сами. Им нужно помогать, иногда заставлять и следить за ними.
(фотка по теме)
Мы не можем оставить детей одних и сказать: "Учитесь!". Нужен наставник, взрослый, который будет контролировать процесс. Но мы можем и должны отказаться от единого класса, урока и изучение одной темы всем классом.
Компьютеры сильно расширили возможности обучения. Теперь не нужно проверять все задания, выполняемые учеником. Большая часть заданий может быть проверена автоматически, и это позволяет внести кардинальные изменения в систему образования. (Ссылка на план развития 2030)

Коллективное индивидуализированное обучение

Я вижу решение проблем образования в переходе на «коллективное индивидуализированное обучение», назовем это так. «Коллективное» - значит не по одному учим, а работаем с группой учеников. «Индивидуализированное» - значит каждый получает свой учебный план и набор заданий.
Вместо одновозрастного класса по одному учебному плану - разновозрастная группа учеников с индивидуальными планами и заданиями.
Одной из серьезных проблем в школе является закрепощенность в выбранном классе. Сложно сменить учителя, сложно сменить одноклассников. После перехода на коллективное индивидуализированное обучение отпадет нужда в жестком распределении по классам. Можно свободно переходить из группы в группу, подбирая себе наставника и детей в группе. Это будет очень полезный и нужный опыт. Вот тогда-то и начнет работать «социализация» в школе. А не как сейчас: «молчи и терпи».
Разновозрастные группы открывают новые возможности по взаимодействию учеников. Много младших тянутся к старшим, многим старшим нравится возится с младшими. Почему мы лишаем их этого в школе? Что может быть лучше для осознания значимости знаний, чем помощь младшим с уроками? В советское время было «шефство». Неплохая практика, жаль ушла вместе с эпохой.
Вся история человечества построена на взаимодействии разновозрастных групп детей, разве что кроме последней сотни лет. И к чему привело такое выхолащивание? Вначале избавили детей от «вертикали» взаимодействия с детьми другого возраста, взаимомощи. Затем отобрали у них швабру и тряпку (в СССР пол в классе мыли дежурные по классу, т. е. школьники, и это было правильно).

Наставник - один

Итак, разновозрастные группы учеников. На каждую группу один наставник, который помогает организовать обучение и решает учебные проблемы, отвечая на вопросы. Да, наставнику придется разбираться во всех учебных предметах. Но ведь ... это честно, не находите? Школьников-то мы заставляем учить всё. Взрослый педагог в состоянии с учебником и интернетом быстро разобраться сам и понятно объяснить школьнику тему и подобрать похожие задания. Говорю это на собственном опыте.
Наконец-то педагоги смогут применить свои знания педагогики и психологии, а то в рамках классно-урочной системы для этих знаний просто не находится место. (Сарказм)
Все учебные затруднения и вопросы разбираются с наставником или с другими учениками (что очень важно!)
Большая часть работы - это самостоятельное выполнение учеником заданий под присмотром педагога с самостоятельной или автоматической проверкой ответа.
Теоретический материал изучается по выбранным учебникам, пособиям, видеолекциям. То, что было непонятно на этом этапе, разбирается в индивидуальном порядке с наставником.
Он же следит за соблюдением режима работы и отдыха.
Сразу скажу, что подобный подход я уже использовал и был впечатлен его эффективностью.

Мой личный опыт

Проверил в школе (я вёл информатику) и на компьютерных курсах (программирование). Поначалу я вёл занятия в классическом стиле: объяснил, показал, все повторили. Дело шло медленно, с большим количеством отвлеканий. Затем я создал подробную инструкцию с демонстрацией промежуточного результата, который должен был получиться, и дал это ученику. Скорость выросла более чем в три раза! То, что раньше с трудом успевали сделать за три занятия, стало занимать меньше одного урока! Я разрешил свободный серфинг в интернете после полного выполнения задания. 80% учеников сделали, я проверил, и они пошли читать мемы. А 20% учеников попросили другие задания. Кроме того, я наглядно видел, как ученики, которые еще на прошлом занятии болтали и не хотели следить за моими объяснениями, с азартом переделывают раз за разом, чтобы получить правильный результат. Иногда уже после того, как я подходил, проверял и разрешал переходить к следующему заданию. Вместо фронтальной работы со всем классом в одном темпе я ходил по классу и в индивидуальном порядке проверял выполнение задания и отвечал на вопросы. Возможность проверки ответов снимает необходимость ожидания, и ученик внезапно понимает, что результат зависит от него! Он просыпается и начинает работать с полной отдачей. Мало того, после таких уроков ученики не чувствовали себя уставшими, как после «обычных». В рамках самостоятельной индивидуальной работы есть план, который никто, кроме самого ученика, не сделает. Оценивается не выполнение задач, а понимание. Если сделал без понимания (а это несложно проверяется), то получит еще таких же заданий и только. Спрятаться за спинами одноклассников не выйдет. Халтурить не выйдет. 

В школе какой смысл прикладывать усилия и работать быстрее, если это никак не приблизит уход домой или переключение темы? Но попробуйте на последнем уроке дать задания (на весь урок) и сказать, что после выполнения и проверки дети смогут пойти домой. 90% учеников всё сделает за 10 минут до конца урока или еще раньше. Я проверял и это в школе. 

Учебное взаимодействие учащихся

Разновозрастные группы с индивидуальным планом создают широкие возможности для учебного взаимодействия учеников.
Долгое время в классно-урочную систему пытались встроить (впихнуть) метод проектов, методы развивающего обучения и т. д. Но классно-урочная система защищается от любых подобных изменений, они чужды ее структуре.
А в случае коллективного индивидуализированного обучения разнообразные проекты и научная работа становятся вполне естественным элементом обучения, а не насильственным элементом, внедренным для галочки. Проекты, доклады и презентации наконец-то станут тем, чем они и должны быть, — основами научной деятельности школьников, серьезными мотиваторами, инструментами для коллективной работы.
Как упоминал ранее, учебные затруднения можно разбирать с наставником, а можно с коллегой по обучению. Не стоит недооценивать пользу такой помощи. В классно-урочной системе учебное взаимодействие между учениками минимально или вовсе отсутствует. А если и есть, то идет во вред учебному процессу (списывание, подсказки). Жизнь подростка наполнена противоречиями, ему нужна и дружба, и соперничество с возможностью ощутить себя лучше других. Сегодня это выливается в не самые приглядные методы соперничества. Что же изменится с переходом на новый способ обучения? Умные дети получат свою долю признания, помогая другим, объясняя им сложные моменты. Не стоит забывать, что многим детям просто нравится помогать другим. Это стоит использовать, а не пресекать. Еще один очевидный плюс такого взаимодействия учеников: объясняя другому, лучше понимаешь сам. Мне повезло, довелось на жизненном пути встретить интересных людей. Например, учительница физики в 10-м классе (Сахалинская область, г. Холмск, школа № 9, 1994/1995 года), которая строила довольно сложные взаимодействия учеников на уроках.

Основные моменты предлагаемой схемы обучения

1. Выбираем учебники, пособия, задачники, видеокурсы. При необходимости я за свой счёт оплачиваю консультацию учителя-предметника.
2. Составляем учебный план по каждому предмету для каждого ученика. С учетом возможностей и потребностей. По-настоящему с учётом потребностей и возможностей, а не на словах. Дети разные. Кто-то быстро понимает и быстро забывает. Другому надо долго и вдумчиво разбираться, но если уж понял, то не забудет. Кому-то нужно много повторений однообразных заданий, кому-то легче делать всё время разные. Один собирается сдавать экзамены, другому просто освоить школьную программу. А третий сам интересуется темой.
Ученик с СДВГ вряд ли будет читать теорию до того, как застрянет в практике. В классно-урочной системе от этих особенностей проще отмахнуться. Ученика с СДВГ проще обозвать ленивым и невнимательным, можно еще добавить: «Старайся лучше. Медлительного можно записать в тупые. И дополнительно посетовать, что дети глупые, не хотят читать, ничего не знают. Несомненно, есть еще хорошие, настоящие учителя, которые продумывают задания, учитывают индивидуальные особенности учеников. Но делают они это не благодаря, а вопреки системе, тратя на это колоссальное количество сил. А вот при составлении индивидуального плана можно все особенности учеников учесть и корректировать план в процессе. Это из моего личного опыта. Кроме того, дети с СДВГ вообще не вписываются в классно-урочную систему. Как можно дать такому ребенку сделать перерыв через 15 минут работы? В классе никак, а при коллективном индивидуализированном обучении - легко. Легко сделать перерыв, легко сменить тему или вид деятельности. Легко вписать в занятия такую полезную для школьника деятельность, как настольный теннис, можно работать сидя, можно работать стоя. (Ссылка на нейрофизиологию). Так и хочется написать, что учиться будет «легко», но нет. СДВГ - это серьезно, легко не будет. Но дети смогут успешно осваивать школьную программу, а не находится в постоянном состоянии неуспеха, и это уже очень много[. ](fix::)У меня СДВГ, у моего сына СДВГ. А вы знали, что СДВГ это не только проблемы, но и преимущества?
3. Значительный упор на технические средства обучения (сайт Учи.ру, сайт РЭШ, Яндекс.Учебник, Сотворчество и другие ресурсы (ссылка на обзор) Также использую сайт собственной разработки с тестами и задачами.
4. Часть заданий делаем письменно и отправляем на проверку репетиторам-предметникам (сочинения по литературе, эссе по обществознанию). Моих знаний недостаточно для оценки такого рода заданий.
5. Используем стандартные сборники контрольных, заданий ВПР, экзаменационных заданий для дополнительного контроля.
6. Активно развиваем письменную и устную речь (проекты, презентации, доклады, выступления, видеоблог, статьи в блог).
7. В перерывах настольные игры, настольный теннис, жонглирование, тренажер, чтение, просмотр фильмов.
8. Значительное время уделяем дополнительным видам деятельности (см. список допов).
9. Создаем условия для заработка учениками (список способов заработать). Это я считаю еще одним очень важным моментом предлагаемой схемы обучения. Что может быть более мотивирующим, чем возможность заработать деньги своими знаниями и навыками?


Я попросил Алису (нейросеть) рассказать о том, что такое "коллективное индивидуализированное обучение". И вот, что она мне выдала (весьма толково, не находите?):

Коллективное индивидуализированное обучение — это подход, который объединяет два, на первый взгляд, противоположных принципа: коллективное взаимодействие и индивидуализацию образовательного процесса. Его основная цель — создать условия, при которых каждый ученик может развиваться в своем темпе и с учетом своих интересов, но при этом активно взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса.
Как устроено коллективное индивидуализированное обучение?

Индивидуальные траектории обучения.
Каждый ученик имеет возможность выбирать свой путь освоения материала. Это может включать выбор тем, темпа изучения, форматов заданий или проектов. Например, один ученик может изучать тему через практические задания, другой — через чтение и анализ, а третий — через участие в дискуссиях.

Коллективное взаимодействие.
Несмотря на индивидуальные траектории, ученики работают в группах, где они делятся своими знаниями, обсуждают идеи и решают общие задачи. Это позволяет развивать навыки коммуникации, сотрудничества и критического мышления. Например, ученики могут работать над проектом, где каждый отвечает за свою часть, но результат зависит от усилий всей группы.

Роль учителя.
Учитель становится не столько источником знаний, сколько наставником и координатором. Его задача — помогать ученикам выбирать подходящие для них методы обучения, организовывать коллективные обсуждения и следить за прогрессом каждого ученика.
Использование технологий.
Современные технологии играют ключевую роль в организации такого обучения. Онлайн-платформы позволяют ученикам получать доступ к материалам, отслеживать свой прогресс и взаимодействовать с другими участниками. Например, ученики могут использовать образовательные приложения для самостоятельного изучения, а затем обсуждать результаты в группе.

Гибкая система оценивания.
В коллективно-индивидуализированном обучении акцент делается на прогресс ученика, а не на сравнение с другими. Оценивание может быть основано на портфолио, выполнении проектов или самооценке. Это помогает ученикам сосредоточиться на своих достижениях и мотивации.

Разновозрастные группы.
В отличие от традиционной системы, где классы формируются по возрасту, в коллективно-индивидуализированном обучении могут использоваться разновозрастные группы. Это позволяет младшим ученикам учиться у старших, а старшим — развивать лидерские качества.

Преимущества подхода
Индивидуализация. Каждый ученик получает возможность учиться в своем темпе и с учетом своих интересов.
Развитие социальных навыков. Работа в группе помогает ученикам учиться сотрудничать, решать конфликты и принимать коллективные решения.
Мотивация. Возможность выбора и участие в реальных проектах повышают интерес к обучению.
Гибкость. Такой подход легко адаптируется под разные условия и потребности учеников.

Проблемы и вызовы
Сложность организации. Учителю требуется больше времени и усилий для планирования и координации.
Необходимость подготовки учителей. Не все педагоги готовы отказаться от традиционной роли и перейти к роли наставника.
Технические ресурсы. Для успешной реализации подхода необходим доступ к современным технологиям.

Коллективное индивидуализированное обучение — это перспективный подход, который сочетает лучшие черты индивидуального и коллективного обучения. Он позволяет учитывать потребности каждого ученика, развивать его сильные стороны и готовить к жизни в современном обществе, где умение работать в команде и самостоятельно принимать решения становится ключевым навыком.